О Т Ч Е Т о водном спортивно-туристическом походе четвертой категории сложности по рекам Чуя, Катунь

17 июля 2013 -
article145.jpg

 ФЕДЕРАЦИЯ  СПОРТИВНОГО  ТУРИЗМА г.МИНСКА

О Т Ч Е Т

 

о водном спортивно-туристическом походе

четвертой категории сложности

по маршруту:

г. Минск – поезд – г. Новосибирск – поезд – г. Бийск –
 машина – пос. Чибит – пеший радиальный выход – пер. Орой–
оз. Верхнешавлинское – пер. Орой – п. Чибит – сплав по рр. Чуя – Катунь – пос. Чемал – машина – г. Бийск – поезд – г. Новосибирск – поезд – г. Москва – поезд – г. Минск. 

Алтай (Россия) 

совершенном с 8 по 30 августа 2001 г. 

 

Маршрутная книжка № 11В — 2001 г. 

Руководитель группы: Терпиловский И. А.

Адрес руководителя: 220902, г.Минск,
пос. Сокол, ул. Туполева, д.70
тел. дом. 279-63-59

 

Экспертная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет четвертую категорию сложности.

 

     Отчет использовать   __________________

 

 

Минск — 2001 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.     СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ… 3

1.1.  Сведения о маршруте… 3

1.2.  Список группы… 4

2.     ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ… 5

2.1.  Подъезд к началу маршрута… 5

2.2.  Отъезд после окончания маршрута… 6

3.     ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ… 7

4.     ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА… 8

4.1.  Описание пешего радиального выхода к Шавлинским озерам 8

4.2.  Техническое описание р. Чуя… 11

4.3.  Техническое описание р. Катунь… 15

5.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ… 18

5.1.    Физическое состояние и уровень технической подготовки участников        18

5.2.     Снаряжение… 18

5.3.     Тактика прохождения основных порогов и страховка… 18

6.     ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ.… 19

7.     СПИСОК использованных источников… 20

8.     ПРИЛОЖЕНИЯ… 21

8.1.  Карты, схемы… 22

8.2.  Фотоотчет

 


1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ.

1.1.Сведения о маршруте.

Вид туризма: водный.

Средства сплава: катамаран-4 + катамаран-2

Район путешествия: Горный Алтай; Россия.

Сроки: с 8 по 30 августа 2001 г.

Категория сложности: четвертая.

Маршрут путешествия:

г. Минск – поезд – г. Новосибирск – поезд – г. Бийск –
машина – пос. Чибит – пер. Орой – пеший радиальный выход –
оз. Верхнешавлинское – пер. Орой – пос. Чибит – сплав по
рр. Чуя – Катунь – пос. Чемал – машина – г. Бийск – поезд –
г. Новосибирск – поезд – г. Москва – поезд – г. Минск. 

Протяженность активной части маршрута — 322 км,

из них:  сплав – 243 км,

пешком 79 км.

<SMALL>Продолжительность путешествия: 23 дня.

<SMALL>Продолжительность активной части: 12 дней.

<SMALL>Заявленные документы рассмотрены минской экспертной комиссий Федерации спортивного туризма г. Минска.

Маршрутная книжка № 11В-2001

                      1.2. Состав группы.

 

1.  Терпиловский Иван Анатольевич 1976

VI У – р.Чулышман, VI У – рр.Ойгаинг – Пскем III Р – Карпаты, Карелия

Руководитель (командор) Катамаран-4

2.  Никонова Екатерина Николаевна 1969

IVУ – Ока Саянская

Зам. ком. по хоз. де.

3.   Цедрик Игорь Генадьевич 1974

III У – Карпаты, Карелия

Зам. ком. по рем. де.

4.      Кремез Юлия Михайловна 1976

III У – Карпаты, II (V) У – р. Мзымта

Зам. ком. по мед. де.

5.      Черепко Сергей Михайлович 1961

III У – Кольский п-ов, II (V) У – р. Мзымта

Зам. ком. по мор. де.

Катамаран-2

6.   Кузмицкий Анатолий Викторович 1973

III У – Алтай, Карпаты

Зам. ком. по фин. де.

 

2. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ.

2.1. Подъезд к началу маршрута

         В начальную точку маршрута (пос. Чибит) группа забрасывалась следующим образом:

1.     Поезд № 114 ‘’Брест-Новосибирск’’. Отправление из Минска по средам 1608  (время местное), прибытие в Новосибирск – суббота 1101 (по Москве) или 1401 по местному;

2.     Поезд № 601 ‘’Новосибирск — Бийск’’. Отправление 1800 (по Москве) или 2100 по местному, прибытие в Бийск – 455 (по Москве) или 755 по местному времени;

3.     Автомобиль из Бийска до пос. Чибит и далее через перевал Орой до впадения р. Кол в Шабагу. С этого места начинается активная часть маршрута. 

Машину можно без проблем нанять прямо на вокзале в Бийске. Причем здесь же можно договориться и на обратную дорогу, что мы и сделали. ‘‘Газель’’  стоит 5 руб. за км., и доходит до моста на левый берег Чуи (устье р. Можой). Дальше идут только автомобили повышенной проходимости, в том числе и УАЗики. Группа забрасывалась на ГАЗ-66 от Бийска, заказанном предварительно из Минска.
Связаться с начальником одной из группировок транспортной мафии г. Бийска можно следующими способами:

тел. (3854) 71-96-00 – офис

Иван Замчанов 32-00-21 раб., 23-31-11 дом.

Е-mail: ivan@gus.biysk.ru

Найти машину на месте не составляет никаких проблем. Даже прямо на вокзале у той же транспортной мафии машина стоит значительно дешевле, чем заказанная заранее. А если поискать самим (можно по объявлениям в газете или другим способом), что и продемонстрировала одна из групп, то будет еще на много дешевле, но требует времени. Только для загрузки придется отойти от вокзала, а то мафиози проколют конкуренту колеса.
2.2. Отъезд после окончания маршрута

1.     От места окончания маршрута на заранее заказанной в Бийске ‘‘Газели’’ до Бийска;

2.     Поезд № 602 ‘’Бийск – Новосибирск’’. Отправление 1725 (по Москве) или 2025 по местному, прибытие в Бийск – 402 (по Москве) или 702 по местному времени;

3.     Поезд № 25 ‘’Новосибирск – Москва’’. Отправление из Новосибирска по четным числам в 900 (по Московскому времени) или 1200 по местному, прибытие на Ярославский вокзал в 854. В нашем случае поезд задержался более чем на 2,5 часа, поэтому билеты на следующий поезд лучше брать с запасом времени;

4.     Поезд № 29 ‘’Москва – Калининград’’. Отправление с Белорусского вокзала ежедневно в 1406, прибытие в Минск 2320по местному времени

 

3. График движения.

дата                 Участок маршрута                                        км      Ходовое время    Краткое описание              Способ передвижения

 

8.08 – 11.08   Минск–Новосибирск, Новосибирск – Бийск.   4472                                                                               Ж/Д

12.08              Бийск – пос. Чибит – устье р. Можой              460                                                                                 Автомобиль

13.08              Устье Можоя – слияние р. Кол с р.Шабага                             4ч.                                                         Автомобиль

                       Устье р. Кол – слияние р. Шабага с Шавлой   10           3ч.10мp.       Спуск вдоль Шабаги.             Пешком

14.08              Стрелка – Шавлозеро                                        12          3ч30м Подъем вдоль р. Верхняя Шавла   Пешком

15.08      Радиальный выход к Верхнему озеру и ледникам

               Шавлозеро-Стрелка Шавлы и Шабаги                      22          6ч20м    Подъемы, спуски                           Пешком

16.08      Стрелка-водопад на ручье Орой                              25           6ч45м Подъем, плато, спуск                      Пешком

17.08       вдп на ручье Орой — Чибит (Стапель)                  10            2ч20м Крутой спуск (серпантин),

                                                                                                                              дорога, стапель                              Пешком

18.08

Чибит-пор. «Бегемот»

20

3ч10м

Пороги «Сумрачный» «Буревестник»

Сплав 

19.08

Дневка. Тренировка на пор. «Бегемот»

 

Тренировка на пор. «Бегемот»

 

20.08

пор. «Бегемот» – Иодро

29

4ч20м

Пороги «Бегемот», «Классический», «Слаломный», «Веер», «Городовой», «Обманный», «Дозорный», 

Сплав 

21.08

Иодро – пор. Турклуб «Горизонт»

19

5ч 10м

пор. «Иодринский», шивера «Степная»,
пор. «Мокрый», «Турбинный», «Горизонт»

Сплав 

22.08

Дневка

 

Баня

23.08

пор. Турклуб «Горизонт» – «Кадринская труба»

56

6ч30м

пор. «Ильгуменский», «Кадринская труба»

Сплав 

24.08

«Кадринская труба» – р. Кимченка

29

5ч30м

«Кадринская труба», пор. «Шабаш»

Сплав 

25.08

р. Кимченка – р. Ороктой

42

4ч10м

пор. «Тельдекпень»

Сплав 

26.08

р. Ороктой – пос. Чемал

48

4ч20м

пор. «Еландинский», разборка и просушка судов

Сплав 

27.08

пос. Чемал – г. Бийск

 

 

Автомобиль

27.08 -  30.08

Бийск – Новосибирск – Москва — Минск

 

Ж/Д

4. Техническое описание маршрута.

В Бийске на вокзале, как и было договорено, нас встречал наш старый знакомый водитель Костя на своем вездеходе ГАЗ-66. На нем за 11 часов и 13 тыс. руб. мы доехали до Чибита с остановками в Горно-Алтайске на базаре и на Семинском перевале на обед. В Чибите оставили суда и сплавное снаряжение в одном из домов и двинулись дальше. Еще через час хода, уже в темноте, переехали по мостику на левый берег Чуи. Сразу за мостом есть приличная стоянка, на которой мы и заночевали. До вышеозначенного мостика идет вполне приличная грунтовка от Чибита – можно проехать даже на легковушке.

На следующий день Костя довез нас до впадения р. Кол в Шабагу, где кончается какая бы то ни было автомобильная дорога. От этого места и началась пешая часть нашего маршрута. По дороге на самом перевале Орой машина засела в болоте, но с помощью проходящиж мимо групп пешеходников и группы из Самары, едущей вместе с нами и забрасывающейся на Шавлу, нам ее (машину) удалось сравнительно быстро вытолкать. Весь путь на машине от стоянки занял 4 часа чистого времени.

4.1. Описание пешего радиального выхода к Шавлинским озерам.

Сразу в конце автомобильной дороги брод на левый берег р. Шабага, перед ее правым притоком р. Кол. (можно перепрыгать по камням даже не замочившись) Короткий крутой подъем на левый берег. Конец котловины, заросшей карликовой березкой. Рост уклона, первые деревья. Тропа ведет по осыпям. Через 15 мин. переходим ручей, текущий прямо по осыпи. Скользкие камни. Через 15 мин. спуск к реке. Прямо на берегу реки делаем обед. Дрова можно найти поднявшись чуть выше по склону. Море голубики.  Еще через 15 мин. хода граница леса. Начало подъема. Подъем 10 мин. Далее спуск серпантином к р. Ильгустан и вдоль Ильгустана к р. Шабага. Советуем осмотреть красивейшие водопады р. Ильгустан (видны прямо с тропы, лучший вид открывается если чуть-чуть сойти в сторону ближе к обрыву). По дороге множество обжитых стоянок. Брод через Ильгустан по бревнам. На тропе появляются поваленные деревья. Через 45 мин стоянка с красной маркировкой на деревьях. Здесь тропа отходит от реки. Еще через 20 мин. поляна-стоянка со стрелкой на Шавлинские озера. На ней поворот направо. До стрелки рек Шавла и Шабага 25 мин. Тропа выходит на стоянку. На стоянке развилка направо к стрелке рек, на лево вверх на озера (на дереве висит указатель). Надо отметить, что на протяжении всей пешей части ведет хорошая тропа и проблем с ориентировкой не было. Через 20 мин. после развилки оборудованная стоянка на которой мы остановились на ночлег. 

Через 40 мин. хода от нашей стоянки озеро. Через 40 мин. переходим приток Шавлы. Впереди видно слияние Левой и Правой Шавлы и окружающие их истоки снежные вершины. Тропа круто поднимается правым (ор.) берегом Правой Шавлы. Через 1 час озеро Шавло. Обходим озеро слева. Много хороших стоянок. Встали на стоянке с деревянными идолами. Впереди видны горы, окружающие Верх. Шавлинские озера, и впадающий в оз. Шавло исток Шавлы Вечером еще успели сделать баню, хотя и имеется некоторая проблема с сухостоем на дрова. Температура воды в озере около нуля, хотя по ощущениям кажется, что еще ниже.

На следующий день наиболее активная часть группы поднялась налегке до ледника под Шавлинским перевалом (1Б, ок. 3100 м). Крутой взлет от озера сменился пологим участком в лесной зоне. Тропа идет вдоль ручья. Через 1 час маленькое озеро. Затем тропа идет по крупным камням. Через 30 мин. долина поворачивает правее, появляются снежники. Вид просто обалденный (см. видеофильм и фотоматериалы). Весь выход от стоянки до ледника через верхнее Шавлинское озеро и обратно с организацией кинофотосъемки  занял порядка 5 часов.

После обеда еще успели спуститься на нашу предыдущую стоянку. В низ идти значительно быстрее, тем более, когда шли вверх, моросил мелкий дождичек и тропа была мокрая и раскисшая, что существенно замедляло продвижение.

Назад группа шла тем же путем, что и туда, до начала автомобильной дороги. От брода через Шабагу тропа идет вдоль реки несколько срезая меандр автодоргоги. По тропе 30 мин. хода до брода на левый берег Шабаги, от брода 35 мин до перевала Орой (2045 м). На перевале стоит Тур обложенный камнями. Спускаемся с перевала до избушки (рядом кедровая роща – можно набить шишек) и сворачиваем с дороги на тропу идущую вдоль ручья Орой. Через час спуска вдоль ручья становимся на ночевку на живописной стоянке примерно в 15 мин. ходьбы от брода на правый берег ручья. От стоянки начинается крутой спуск. Периодически открывается вид на водопад. Необходимо строго придерживаться набитой тропы, т.к. вдоль ручья отвесные скалы. Затем тропа отходит от ручья и примерно через 40 мин. выходит на полочку, на которой стоит сарай. От сарая 5 мин спуска к навесному мосту через Чую. На мосту ворота с замком, но они оказались открыты. От моста шли по наезженной автомобильной дороге до Чибита чуть более часа. В Чибите забрали свои вещи, докупили в магазине необходимые продукты, за одно поставили печати. Если спуститься со склона к реке, то можно обнаружить удобную поляну для стапеля. До вечера связали катамараны и заодно пообедали. Переправившись на остров напротив нашего стапеля встали на ночевку – подальше от глаз аборигенов (встреченные нами группы предупреждали, что нередки случаи воровства). Кстати, если рубить деревянные рамы, то материал для них можно найти только на острове.

4.2. Техническое описание р. Чуя.

Протяженность участка от пос. Чибит до устья Чуи — 75 км. Средний уклон — 5.1 м/км. 

Сплав по реке Чуя происходил в условиях среднего уровня воды. Доказательством этого служит тот факт, что в пороге «Турбинный» была возможность прохождения по правой протоке, что и продемонстрировала одна из групп и в то же время возможность свободного (не пригибаясь) прохождения под мостом на входе в пор. «Бегемот». За время нахождения группы на маршруте уровень воды постепенно понижался. 

После впадения правого притока — р.Бельгебаш — на реке начинается участок так называемых Бельгебашских разбоев, который тянется примерно 10 км. Русло делится на несколько рукавов. Идти следует по наиболее полноводным протокам. Вдоль берегов иногда встречаются завалы, требующие ухода от навала на них.

Порог «Сумрачный» 

         Ориентиром порога служит установленный на правом берегу щит со схемой Усть-Улаганского района, прекрасно виденный с воды. Сразу после него, на правом повороте река сжимается и начинается порог (1 ч. 20 мин. от Чибита). Осмотр порога с наплыва. Заход по струе с валами до 1.5 м, затем серия валов и бочек до правого поворота за которым возможна чалка в улово к правому берегу. Страховка тамдемом.

Порог «Буревестник».  

Ориентиром порога служит деление реки на 3 протоки (3 мин. от пор. «Сумрачный»). Чалитьсядля осмотра удобнее на правый берег сразу перед островами. Порог менее мощный чем «Сумрачный» но технически значительно сложнее. Можно выделить 3 участка. Первый – ступенчатая горка ближе к правому берегу, слева забита крупными валунами. Второй – более пологий быстроток с хаотично разбросанными обливниками, способными существенно повлиять на траекторию движения судна в пороге. На третьем участке река собирается в одну струю с валами до 1,5м. Справа есть несколько уловов, удобных для расстановки страховки и экстренной чалки. Далее река успокаивается. 

         Через некоторое время встречаются несколько шивер с валами и локальными бочками, среди которых практически ничем не выделяется порог Ярбалыкский. Затем на некоторое время река успокаивается. Справа отлично виден мост на Чуйском тракте через р. Айгулак, через 750м от которого виден деревянный автомобильный мост через Чую – первая ступень порога «Бегемот» (40 мин. от пор. «Буревестник»). Перед порогом по левому берегу отличная стоянка.

Порог «Бегемот». 

Гладкий быстроток примерно за 30м  до слива разгоняется и всасывается под мост. Под мостом пульсирующий слив 1.5м переходит в подвижное улово справа и гладкий пульсирующий быстроток слева с постоянно возникающими из-под воды грибами, которые в нашу воду опасности не представляли. Через 15-20 м быстроток разгоняется и правой частью падает в довольно мощную бочку, где исчезали полностью с гребцами маломерные катамараны-двойки. Слева, в притирку с левым берегом более пологий слив. Далее, через 20 м еще более мощная бочка, осложненная торчащим из воды гладким зубом (т.н. «Акулий плавник») в 2.5м от правого берега. Слева пологий слив постепенно переходит в быстроток. Промежуточная чалка справа за огромный валун после третьего каскада. За ним есть еще 2 ступени, которые значительно проще технически. Через 300м основная чалка на правый берег. Здесь есть стоянка и кострище, удобный выход на автомагистраль, для обноса судов к началу порога.

      Проходили порог 2 раза – на дневке на разгруженных судах и второй раз на груженых. 

Первое прохождение: Катамаран-4 успешно прошел порог по намеченной траектории уйдя от второй и третьей бочек ближе к левому берегу. Двойка не сориентировавшись после второй бочки, которую брала в лоб посередине, села лагом на зуб и сделала попытку выполнить оверкиль, которая им не удалась. Заход в бочку кормой при висящем на зубе правом баллоне. Выход на кормовой свече, опять же задом. 

Второе прохождение – на груженых судах. Оба катамарана прошли порог без инцидентов беря вторую и третью бочки ближе к левому их краю.

Порог «Классический». 

Не сложный. Осмотр с воды. Страховка тамдемом. 

Порог «Слаломный».

В 15 мин. хода от «Бегемота». Начало порога не выражено ярко. Ориентиром может быть сыпуха с правого берега. Учитывая нарастающую сложность и значительную длину (около 4км время прохождения 15 мин) порога, не рационально разведывать его весь сразу. На таком отрезке траекторию движения, по моему, запомнить просто не возможно, тем более, что весь порог прекрасно читается с воды и в пороге много уловов, в которых можно зачалиться и осмотреться.

Пороги «Обманный», «Веер», «Городовой», «Дозорный».  

Нам показалось, что эти пороги существуют более для ориентировки, нежели как препятствия, достойные серьезного внимания, поскольку практически ничем не отличаются от прочих шивер. Вообще для ориентирования можно успешно использовать километровые столбики на Чуйском тракте.

 Порог «Иодринский».

Отличается от предыдущих тем, что начинается шиверой на правом повороте с заходом под деревянный мост, с которого могут свисать куски проволоки и дрова. В конце порога необходимо выполнить левый вираж для ухода от навала на правобережную скалу.

Шивера «Степная», порог «Мокрый».

Мало отличаются друг от друга и представляют собой простые шиверы с небольшими валами.

Порог «Турбинный»

Слабым ориентиром порога может быть с правого берега труба под дорогой (порядка 4 часов чистого ходового времени от выхода из пор. «Слаломный»). Однако мы с воды видели по крайней мер 2 такие трубы. Двигались осторожно и сумели зачалиться к правому берегу непосредственно перед порогом за коротким прямым порогом с довольно высокими валами. <o:p></o:p>

Порог находится за крутым (более 90°) левым поворотом, где река перегорожена скальными выходами коренных пород. Слева, за поворотом, большое улово. В том месте где поворот заканчивается, в центре русла находится большой скальный массив, делящий реку на две протоки. Поток воды наваливает на этот массив, закручивается и, разгоняясь падает левее огромного обливника. Часть воды бьет в него и, отражаясь, падает вправо за скалу. На выходе из порога мощная бочка. Правый поток круто падает в улово перед правобережной скалой, образуя небольшой прижим. Проходили левой протокой. За сливом уходили влево. Двойка шла на разгруженном катамаране, четверка – груженая. По скале на правом берегу идет тропа, по которой возможен обнос, а в нашем случае осмотр порога и организация страховки и кинофотосъемки.


Порог Турклуб «Горизонт»

Находится в 500м ниже порога "Турбинный". Разведка по правому берегу. Порог расположен в узком каньоне с высотой правой стенки в конце порога до 25м. В пороге два коротких четко выраженных каскада. Первый каскад. Ширина метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Центр наглухо забит обломками скал. Левая часть струи идет через гряды обливных плит. Правая протока более широкая и пологая, но с небольшой бочкой. Далее обе протоки объединяются и полого падают в мощнейшую бочку на всю ширину реки. За бочкой, через 30м, сильный проносной прижим к правому берегу. За ним в центре еще одна бочка. Шли правой протокой, пробивали бочку и уходили влево от прижима.

    Далее по реке около 6км сплава по крутопадающей, но простой шивере. До слияния с Катунью 25 мин. ходового времени.

4.3. Техническое описание р. Катунь.

Прохождение реки Катунь от устья р. Чуя до пос. Чемал осуществлялось в малую воду. В этих условиях на воде не было обнаружено ни одного гриба или воронки представляющих серьезную опасность для судов. 

Приблизительно чеоез 1 час 15 мин. два моста в пос. Иня. В поселке можно докупить продукты и сделать отметку в маршрутной книжке.

 Порог «Ильгуменьский».

    2 ч. 40 мин. хода от Ини. Ориентиром служит песчаный берег справа (наверху неплохая стоянка) и скалистый берег прямо по курсу, а не левый приток река Ильгумень, т.к. она течет среди камней и становится видна у самого входа в порог, Катунь поворачивает налево. Перед поворотом на левом берегу видны деревянные домики. Разведка по правому берегу. Большой перепад рождает быстрое течение и мощные валы. Справа на входе камни и "бочка". Заходили слева. Шли вправо по валам. 

Кадринская труба. 

Начинается от правого притока — р. Кадрин (30 мин. от пор. «Игульменьский») и заканчивается уловом "Мешок" перед р. Кузюр. Проходил сходу. В Трубе много отличных стоянок. Прохождение занимает порядка 30 мин.

Порог «Шабаш». 

1 ч. 15 мин. от выхода из Кадринской Трубы. Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Состоит из 2-х ступеней. Ориентиром служит галечный берег слева и отдельно стоящий утес с правого берега, но он находится в середине первой ступени, т.е. прямо по курсу. Первая ступень представляет собой несколько бочек справа, бочка ближе к левому берегу, а затем слив с бочкой и пульсаром почти по всей ширине реки. Справа есть чистый проход. Катамаран-4 заходил между первыми бочками и затем уходил от пульсара вправо, прошли практически не замочив даже коленей. Двойка заходила в левую бочку, где ее хорошо придержало, затем уходила вправо. Осмотр, страховка и съемка с правого берега. Вторая ступень Шабаша значительно проще первой, поэтому ее шли без осмотра. 

Через два часа хода от пор. «Шабаш» по правому берегу расположена плановая стоянка, на которой рекомендую сделать привал для осмотра местной достопримечательности – древних наскальных рисунков так называемых «Петроглифов», находящихся на скале прямо над стоянкой в 5 мин. ходьбы.


Порог «Тельдекпень».

5 ч. 30 мин. чистого ходового времени от пор. «Шабаш». Начинается за левым поворотом после мощной шиверы с крутым падением, после которой справа песчаный пляж. С пляжа виден автомобильный мост, находящийся непосредственно над порогом.  Имет 2 ступени. Это длинный скальный коридор, опасный в большую воду своими воронками, в нашем случае представлял собой быстроток с турбулентным движением струи и не имел никакой технической сложности, за исключением хаотичного изменения курса судна.  Осмотр первой ступени осуществлялся с правого берега. Вторую ступень шли без осмотра.

Порог Еландинский.

         В первую очередь знаменит тем, что за ним когда-то строили Катунскую ГЭС. Ориентиром его является штольня в горе высоко на левом берегу. Заход в порог осуществляется справа. В нашу воду не представлял особой сложности.

         Далее на реке Катунь до пос. Чемал существенных препятствий не обнаружили.  

Маршрут закончили на платной стоянке перед пос. Чемал, после которой река уходит от дороги и возвращается к ней уже непосредственно в поселке. От «Телдыкпеней» до стоянки шли 3 часа 20 минут.


5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

5.1. Физическое состояние и уровень технической
 подготовки участников

Все участники совершенного похода имели туристический опыт соответствующий заявленной категории похода (см. таблицу «Состав группы»), были хорошо подготовлены физически. На достаточно высоком уровне находилась тактико-техническая подготовка членов команды.     

5.2. Снаряжение

Сплав осуществлялся двумя катамаранами – четверкой и двойкой. Как показало прохождение маршрута, – суда достойно выдержали испытания, были хорошо оснащены и подготовлены.

В группе имелось два спасконца. На каждом судне – запасное весло. Все участники на воде находились в спасательных жилетах и шлемах.

5.3. Тактика прохождения основных порогов и страховка

Сложные препятствия перед прохождением осматривались до места возможной чалки. Выставлялась страховка с берега, и после прохождения первого катамарана – с воды. 

Движение осуществлялось параллельно с другими группами с обеспечением взаимостраховки на серьезных порогах.

На шиверах и порогах, не требующих просмотра, шли со взаимной страховкой, всегда в пределах видимости. 

 

6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Группа прошла заявленный маршрут в полном соответствии с графиком движения.

Все пороги на маршруте были пройдены обоими экипажами, а наиболее интересные в целях тренировки по несколько раз.

В низкую воду река Катунь не представляет того интереса и той сложности, которые можно найти в описаниях других групп.

С первых дней похода в коллективе сложился благоприятный микроклимат, который удалось сохранить до самого возвращения, в результате все участники получили максимум удовольствия от прохождения маршрута, общения с природой и друг с другом.


7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Перескоков Ю. А. Отчет о водном туристском путешествии 4-ой категории сложности по рекам Чуя — Катунь / Алтай /. 1990 г.

2.     Юркевич А. М. Отчет о водном туристском путешествии 4-ой категории сложности по рекам Чуя — Катунь / Алтай /. 1989 г.

3.     Верхотуров М. А. Отчет о водном туристическом путешествии четвертой категории сложности по реке Катунь /Алтай/. Уфа. 1989 г.

4.     Лебедев В.И. Отчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г.Москва — г.Барнаул — г.Бийск — п.Чибит — пер.Орой -
сплав по р.Шавла, р.Аргут, р.Катунь — п.Чемал — г.Горно-Алтайск — г.Бийск -г.Новосибирск — г.Москва. Москва. 1999.

5.     Тулин А. Отчет о прохождении пеше — водного маршрута V— категории сложности п. Акташ, руч. Мажой, руч. Карасу, руч. Ештыкол, руч. Шабага, шавлинские озера, р. Шавла, р. Аргут, р. Катунь, р. Большая самульта, р. Катунь, п. Маджерок. Москва 1995.

Зыков К. А. Отчет о водном путешествии пятой категории сложности р. Шавла — р. Аргут — р. Катунь — р. Урсул. Москва. 1995.

Похожие статьи:

НовостиВ ближайшие дни в Украине будет тепло и без осадков

Отчеты о походахОтчет-описание водно-пешеходного маршрута по рекам: Турбат, Брустуранка, Черная, Молода

ВодныйВ Мурманской области на реке Кица прошел чемпионат по водному туризму

НовостиПоловодье в Украине практически завершилось

Теги: река, отчёт
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2336 просмотров

Комментарии (0)


Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook

Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления и не могут быть использованы в коммерческих целях. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через этот сайт, ему достаточно сообщить нам об этом по электронной почте указанной на странице контактов домена. Расположенные ниже ссылки являются мерами монетизации, и не служат нашей рекомендацией к посещению этих ресурсов. Если вы обнаружили среди них что-то противоречащее общественно-моральным нормам - сообщите нам об этом.