Отчет-описание водно-пешеходного маршрута по рекам: Турбат, Брустуранка, Черная, Молода

17 июля 2013 -
article144.jpg

 Краткое описание водно-пешеходного маршрута по рекам

Турбат, Брустуранка, Черная, Молода

Маршрут пройден в период с 20 апреля по 3 мая 2001 года.

1.     Общая характеристика маршрута. Река Турбат является одной из самых сложных в техническом плане рек Карпат. В отличие от традиционных карпатских водных маршрутов река имеет значительный перепад уровня воды при относительно небольшой длине. На реке выделяется два каньона и несколько серьезных порогов, прохождение которых требует высокой подготовки группы. Несколько осложняет прохождение порогов множество завалов в русле, а иногда и требует проводки или обноса препятствия.
р. Молода хорошо известна в кругах водников и в особом представлении не нуждается. Пешая часть маршрута несложная, хотя и требует некоторого физического напряжения.

2.     Подъезды. 

Туда 

       поезд Минск – Ивано-Франковск: отправление из Минска 16.27 по четным числам, прибытие в Ивано-Франковск 12.02 (местное время совпадает с минским)

       далее на микроавтобусе до Ясиней за 3 часа с остановками и 30$ (сервис крайне навязчив – не успеваешь вылезти из поезда, тут же подбегают таксисты. Если подождать часик — другой, то можно доехать и за 20-25). Второй вариант – дизель Ивано-Франковск – Рахов. Вариант неудобен тем, что в Ясиня приезжаешь глубокой ночью, но существенно дешевле.

       В Ясинях на повороте на Черную Тису уже стоят вездеходы от УАЗа до Урала, выбирай любой. (В 150 м от развилки дороги находится КСО – Одноэтажный сарайчик на берегу реки.) За 5$ доехали на УАЗ-452 до первого брода (примерно 12-15 км, 500 м от шлагбаума) заняло 30 мин. Дальше дорога размыта, много бродов, но на большой машине ехать можно.

3.     Активная часть похода

1-й этап – пешеходный

Таким образом, уже к 17-и часам 21 апреля группа была готова начать маршрут. Река Черная Тиса, как и многие реки Карпат сильно пострадала от наводнений, одно за другим прошедших в последние годы. Вследствие чего дорога, ранее идущая по берегу реки и обозначенная на карте сильно размыта, местами пропадает совсем, большинство мостов на реке разрушено. Преодолев 2 довольно глубоких брода с сильным течением, что потребовало наведения страховки, в 19 часов остановились на ночевку на высокой поляне по л.б. над родником. На следующий день группе потребовалось 6 часов, чтобы дойти от места стоянки до перевала Околы (время с учетом преодоления бродов, привалов + 1 час на обед). Ориентирование на 1-м этапе не представляет сложности (при прохождении и подготовке маршрута использовалась карта М 1:200 000 «Ивано-Франковская область» украинского издания). Карта достаточно подробная и отражает основные ориентиры, хотя и грешит некоторыми незначительными неточностями. Дорога до самого перевала приемлемого качества для пешки, с плавным набором высоты без резких взлетов, хотя на пути требуется преодоление нескольких достаточно глубоких, но несложных бродов.

На перевале можно заночевать в добротном, хотя и несколько разграбленном двухэтажном домике – лесничестве.

Вопреки описаниям ранее ходивших этим путем на Турбат групп, снега ни на самом перевале, ни на подступах к нему не было. Редкие участки встречались на спуске (западный склон). Температура ночью на перевале +7°С.

Спуск с перевала совершенно прост. Через 20 мин спуска по дороге, идущей параллельно ручью в западном направлении, выходишь на бывшую железную дорогу. Для  этого потребуется перебраться с дороги на правый берег ручья. Далее по шпалам порядка 1 часа – 1.10 слияние с левым притоком, берущего начало с г. Унгаряска (1707 м). С перевала, отойдя немного в сторону можно было видеть, что сея гора покрыта снегом. Левый приток значительно более полноводный, чем тот по которому спускаешься.

Сплав целесообразно начать после слияния, т.к. воды становится достаточно, а дорога через 200 м переходит на другой берег. Мост разрушен. Далее дорога во многих местах размыта, мосты разрушены, переправа вброд крайне затруднительна и даже опасна из-за сильного течения и крутых спусков и подъемов, что делает абсолютно невозможным дальнейшее передвижение пешком. 

2-й этап – сплав

Через 300 м от начала сплава впадает правый приток. Порог в его устье желательно провести, т.к. можно порвать обшивку – беспорядочно нагромождены острые камни, сильное течение, большой перепад.

В 400 м мощный пор. «Зуб». Длина около 50 м, перепад 2-3 м, в середине порога по центру русла высокий зуб. Прохождение только с очень высокой посадкой – зуб между баллонов, либо на узком судне ближе к левому берегу. На выходе – над водой ель, но достаточно высоко.

Следом в 200 м пор. «Железная дорога». На входе завал – проводится вдоль п.б., далее  можно идти ближе к п.б. Прямо по центру русла на уровне воды лежат (или скорее висят) рельсы.

За ночь выпало 30 мм осадков. Вода на ровном участке поднялась на 10-12 см.

За порогом «Железная дорога» начинается Верхний Каньон (соответствует горизонталям на карте). Длина каньона – 1,5-2 км. Много сложных препятствий. Большой уклон. Сливы до 2 м. Полочка, по которой когда-то шла железная дорога оказалась смыта почти на всем протяжении каньона. Русло во многих местах завалено камнями и деревьями, встречаются обломки железной дороги. Прохождение требует тщательного осмотра. Чалка и выход на берег в каньоне затруднительны. Берега представляют собой осыпающиеся склоны с уклоном 40-70° к горизонту. Кое где можно вылезти на железку. Обносы в верхней части каньона крайне сложны. Целесообразнее на непроходимых участках проводить груженые катамараны. На последнем участке каньона два непроходимых завала (негабарит). В русле много навалено деревьев, рельсов и Ж/Д вагон. В 300 м выше относительно неплохая чалка на л.б. с удобным выходом на сохранившийся отрезок железной дороги, по которому можно обнести суда до выхода из каньона. На прохождение Верхнего Каньона группе из 2-х катамаранов потребовалось 4 с половиной часа. В каньоне стоянок нет. В 300 м за выходом из каньона на п.б. живописная высокая поляна с кормушкой для лосей (под крышей удобно сушиться в дождь).

Вечером кончился дождь, моросивший весь день и всю прошлую ночь. За ночь вода упала на 10-15 см.

После выхода из Верхнего Каньона река сильно разливается, делется на несколько рукавов и соответственно мелеет. Учитывая ночное падение уровня воды, дальнейший сплав на груженых судах становится затруднительным. Удобный обнос рюкзаков по п.б. прямо от стоянки до правого притока (около 1 км) и далее, после его форсирования по камням, до спуска на воду, где узкоколейка переходит на л.б. (порядка 1 км).

В разливе при низком уровне воды катамараны местами приходится проводить. В конце правого рукава есть небольшой порожек.

В устье правого притока, напротив хаты, порог «Шлагбаум». Порог несложный, однако требует обноса, поскольку на выходе в 20 см над водой поперек русла весит рельс.

Следующий порог «Американские горки». 4 ступени, 2 из которых водопадного типа. Общий перепад порядка 3 м.

За пор. «Американские горки» длинная (порядка 300-400 м) мелководная шивера. Местами требуется проводка даже разгруженных судов.

 В 50 м перед местом, где были оставлены рюкзаки шивера переходит в сложный порог «Йо-хо-хо» водопадного типа. Технически сложный заход с прижимом под скалу у л.б., узкий, но мощный водопадный слив более 2 м.

За порогом удобный плес для траверсирования с рюкзаками на л.б. Удобный выход на оба берега.

Сразу за плесом капитальный завал, образовавшийся из остатков ЖД моста, рельсов и бревен. Целесообразно обнести завал и следующий за ним мелководный разлив реки от места переправы рюкзаков порядка 100 м.

Далее после шиверы крутой водосброс с боем под скалу в п.б. Отбойный вал выбрасывает на плиту слева. Узкий проход.

На правом повороте реки пор. «Нож». Перепад 1-1,5 м. В самой середине слива острый обломок рельса.

Через 100 м 2 завала подряд требующих обноса. Целесообразно обнести за один заход.

После завалов на правом повороте реки порог. Струя на выходе бьет в обливняк. Ориентир – дом на п.б. напротив левого притока.

Следом очередной завал. После обноса на л.б. хутор нежилой, но ухоженный и с замком.

Ночью небольшие заморозки – около 0°С. Вода утром падает на 5-7 см и возвращается ко вчерашнему уровню к 11 часам.

После левого притока река кардинально меняет характер. Выходит в широкую долину и разбивается на рукава, соответственно мелеет. Уклон становится заметно меньше (примерно, как у общеизвестных карпатских рек).

В долине река в нескольких местах завалена деревьями. Перед правым притоком на левом повороте реки простой порог с легким прижимом под скалу вправо. Просматриваются строения.

Через 2,5 часа хода капитальный завал в узком ущелье. Ориентир – левая стена выложена булыжником. Сразу за завалом в 30 м резкий водосброс до 2 м. Негабарит. Удобный обнос по л.б.

На п.б. вырубка, стоит бытовка. За 15 мин сплава до завала появились первые люди, на берегу техника, очевидно по верху идет дорога.

Далее следуют два несложных порога, за ними очередной разлив. В разливе несколько завалов, мелководные шиверы, требующие проводки.

Характерное сужение поймы реки, высокие крутые склоны по обоим берегам, подходящие к самой воде – ориентир начала Нижнего Каньона. В отличие от Верхнего Каньона, Нижний имеет дискретный характер – мощные пороги сменяются относительно спокойными участками, на которых можно зачалиться. Однако в наиболее ответственных местах чалка очень жесткая. Начало каньона характеризуется мощными валами, прижимами на поворотах реки, сложным маневром. 

Кульминацией Нижнего Каньона реки Турбат является порог 6-й к.с. «Зед». За правым поворотом реки вся вода собирается в узкий проход, порядка 3 м и падает вертикально с высоты 2 – 2,5 м. Вертикальная проекция слива имеет форму буквы «Z», что и представляет особую сложность при прохождении. Средняя часть слива скидывает катамаран вправо и прижимает под камень. Группа порог обнесла по скальным полочкам на л.б. Обнос по п.б. сложнее из-за сильной сыпухи и большого уклона правого берега. 

За порогом «Зед» русло реки сильно завалено камнями и бревнами на протяжении порядка 400 м. Дальнейший обнос по л.б. абсолютно невозможен. Траверс на п.б. и обнос по осыпи, частично вдоль воды. Осыпь совершенно свежая – камни неустойчивы, хотя за порогом склон становится менее крутым. Местами можно двигаться вдоль воды. По п.б. на высоте порядка 70 м идет лесовозная дорога.

На выходе из каньона две ступени по 1 м.

В 15 м от выхода из каньона над порогом намыты бревна. Места для чалки нет. Чалка за 2-й ступенью, далее сложная проводка вдоль л.б. до выхода из каньона. Удобный обнос по л.б. сразу на р. Брустуранка или чуть хуже за завал. Ниже по течению напротив домика серьезный порог «Зуб-2». Водопад до 3 м. Сразу за сливом высокий зуб прямо по середине русла (ширина русла менее 4 м) – при нашей воде можно зацепить рамой.

На слиянии красивая стоянка напротив общежития лесничества.

Река Брустуранка

Брустуранка коренным образом отличается от своего левого притока
р. Турбат и имеет характер, типичный для большинства карпатских рек. 

При описании мелкие порожки и шиверы опущены. 

Через 30 мин. Сплава от слияния низкие мостки. 

10 мин. – низкий деревянный мост.

35 мин. – металлический мост автомобильный. Под мостом 2 бочки.

25 мин. – мощный порог с боем в скалу под л.б. Сильный прижим. Ориентир – в 200 м за порогом виден высокий деревянный мост. Осмотр и страховка по л.б.

под мостом порог простой, но мощный.

20 мин. автомобильный мост.

15-20 мин. плотина на правом повороте реки. Ориентир – кончаются дома по обоим берегам. Перепад порядка 4 м.

За плотиной после мощной разгонной шиверы пор. «Гук». Перепад порядка 5-7 м, длина основной части порога около 50 м. Беспорядочное нагромождение камней, однако основная струя прослеживается четко. Финальный слив резко падает вправо. 

Группа остановилась для разборки судов и ночевки на л.б. в 200 м выше плотины. Кроме этого в 300-400 м ниже «Гука» есть поляна на л.б. По п.б. идет дорога.

В Усть-Черную можно попасть, перейдя на п.б. по мостику в 100 м ниже «Гука». От стоянки до центра поселка 40-45 мин ходьбы. Можно подъехать на попутном лесовозе (берут бесплатно). 

КСО находится на ТБ «Ялынка» – видна на горе со слияния Брустуранки с Мокрянкой. Начальник КСО Юрий Петрович живет на п.б. ниже слияния, ошукатуренный дом на спуске разветвления дороги, калитка с аркой. На турбазе есть душ с горячей водой. Директор просит по 1 гривне с носа (1$ = 5,45 гр.), но можно и бесплатно. 

3-й этап – пешеходный

Переброситься с Брустуранки на р. Черная (правый приток р. Молода) можно только пешком, и лишь незначительную часть можно проехать на вездеходе. Вторая пешка пройденного маршрута несколько длиннее и сложнее первой из-за отсутствия дороги на конечном этапе.

Нанять машину в пос. Усть-Черная проблем не составляет. Один из вариантов – от дома культуры в центре Усть-Черной поворот вверх до упора в забор и налево. Около дома стоит чудо-машина, узнаешь сразу. Хозяина зовут Петр, через дом дальше по улице живет водитель Иван.

На машине от стоянки ехали ровно 2 часа – 2 км до слияния вдоль Брустуранки и порядка 20 км вверх по Мокрянке, из них 10-12 км до по автомобильной дороге, идущей до конца населенки. За последними домами пос. Комсомольск дорога сильно разбита, частые переправы вброд. Вездеходом доехали выше лесоуч. Брадол на 4-6 км, дальше дороги нет вообще.

До перевала на р. Черная (так и не удалось выяснить его название) остается по карте порядка 10 км.

Примерно через час хода, чуть дальше бытовок и хибарок (на карте – Комсомольск) на право по другому берегу уходит дорога на р. Ломница.

Еще через 1,5 часа хата на п.б. Живет лесник с семьей. Уже на подступах к хате за 20-30 мин пропадает какое бы то ни было подобие даже тропинки. Идем по руслу реки по камням, переходя вброд с берега на берег. По лесосеке идти очень трудно, – навалены сучья, путаются ноги.

От хаты лесника 15-20 мин вдоль реки до второго ручья направо (левый приток). По ручью идет трелевочная дорога. Это и есть путь к перевалу. С ручья лучше не сворачивать, хотя дорога иногда и пропадает. От устья ручья практически сразу начинается резкий набор высоты, всего более 300 м. По ручью выходишь прямо в седловину. От устья до перевала 50 мин чистого хода. Склон весь вырублен, так что деревья идти не мешают. На перевале можно заночевать. 

Спуск прямо из седловины по продолжению трелевочной дороги, далее по руслу ручья (истоки р. Черная) 35 мин до начала железной дороги.

Через 40 мин переправа по завалу чуть ниже бывшего моста с висящим вагоном.

До слияния с лев. притоком 40 мин хода с одним бродом.

При нормальном уровне воды от слияния можно начинать сплав.

На слиянии стоит чудо местного зодчества – лесничество.

От слияния с несколькими переправами вброд, по бревнам и мостикам за 1,5 часа чистого хода можно дойти до начала порогов (Бодрый и Кристальный). Ориентир на дороге – домик слева, за ним посадки Кедра привитого на сосне.

От туда 30-40 мин до левого притока. На слиянии лесничество, туда идет хорошая дорога. Можно поймать машину.

Техническое описание сплава по р. Молода можно найти в других отчетах. Учитывая чрезвычайно низкий уровень воды в реке, группа на воду не становилась.

С удовольствием отвечу на все вопросы: terpilovskii@mail.ru

Семь футов под килем.

Руководитель группы Иван Терпиловский.

Похожие статьи:

ВодныйВ Мурманской области на реке Кица прошел чемпионат по водному туризму

НовостиС началом сезона запрета на рыболовство инспекторы получили новое оборудование

НовостиВ ближайшие дни в Украине будет тепло и без осадков

НовостиВ Беларуси с 1 апреля по 30 мая будет действовать запрет на лов всех видов рыбы

НовостиПоловодье в Украине практически завершилось

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4665 просмотров

Комментарии (0)


Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook

Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления и не могут быть использованы в коммерческих целях. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через этот сайт, ему достаточно сообщить нам об этом по электронной почте указанной на странице контактов домена. Расположенные ниже ссылки являются мерами монетизации, и не служат нашей рекомендацией к посещению этих ресурсов. Если вы обнаружили среди них что-то противоречащее общественно-моральным нормам - сообщите нам об этом.