История Чудотворной Будславской Иконы Божией Матери

Автор: lexo
Опубликовано: 1712 дней назад (13 мая 2013)
Редактировалось: 1 раз — 13 мая 2013
В по-бернардинском костеле в Будславе находится чудотворная икона Матери Божией Будславской, широко известная в XVII–XVIII веках. Возрождение ее культа происходит в наши дни. В Буде с 1589 г. существовали костел и монастырь бернардинцев. Здесь в 1613 г. находилась икона, позднее дважды перенесенная в новопостроенные каменные костелы. Хроника монастыря свидетельствует, что в 1598 г. икона была подарена в Риме Папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество. Воевода очень почитал икону и всегда возил её с собой. После смерти Паца (1610 г.) икона осталась его капеллану Исаку Солокаю, позже — долгиновскому викарию. В 1613 г. Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, под впечатлением богослужения, а также по просьбе отцов пожертвовал икону костелу «и там в ордене св. Франциска свою жизнь окончил».

Находившаяся в деревянном костеле, икона сразу стала объектом поклонения простых людей, прославилась чудесами и благодатью, и в 1635 г. была перенесена в главный алтарь на место иконы «Посещение Марией Елизаветы» (БАН Литвы, F.18–170, л. 47). История и чудеса иконы, начиная с 1617 г., были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» (Вильно, 1650). Автор отмечает, что свидетельства о благодати иконы, записанные на бумаге, были приклеены на стены деревянного костела и многие из них были повреждены, когда здание разбирали (Sanktuarium na Bia?orusi Buds?aw. Opr. ks magistr W?. Zawalniuk. Mi?sk, 1993, c.11). Первое чудо, зафиксированное в 1617 г., — возвращение зрения пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу, который позже стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которая мучила его семь лет. Зелеевич описал 42 чудесных оздоровления и эпизод с Яном Вронским, ротмистром надворной хоругви Яна Кишки, великого гетмана и полоцкого воеводы. Раненный ротмистр попал в московский плен в 1632 г. и смог счастливо вернуться благодаря обету перед иконой, принадлежавшей его товарищу Лукашу Владовскому. Возможно, поэтому Ян Кишка стал вместе с виленским приором Флорианом Калецким и семейством Долмат-Исайковских одним из фундаторов каменного костела (1633–1643 гг.). Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 г. был вырезан прекрасный алтарь, сохранившийся до наших времен. Тогда же бернардинцами — золотильщиками Иеронимом Плонским и Бенедиктом Росманом изготовлены серебряные украшения святыни — оклад и ажурная рама (Maria Ka?amajska-Saeed. O?tarz w Buds?awiu // Niderlandyzm w sztuce Polskiej. Warszawa, 1995. S 444). Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икону вывозили в Соколку (на Подляшьи), откуда она вернулась в 1665 г. (Sanktuarium...).

Икона упоминается в книге А. Каяловича о литовских святынях (1650), а также в европейских компендиумах В. Гумпенберга (Atlas Marianus, 1657 и 1672) и Г. Шерера (1702). Не названные книги об иконе перечислены в описи монастырской библиотеки за 1822 г. В это время здесь еще хранилась рукописная книга чудес Матери Божией Будславской, а также три граверные доски с изображением иконы.

Профессор Раймундус Петрович в 1818–1825 гг. печатал в Будславе песни о Пресвятой Деве Марии и гравировал ее иконки. Будславская икона почиталась прежде всего в литовской провинции бернардинцев, отдельные алтари некоторых костелов были посвящены Матери Божией Будской (например, в Могилеве). После изгнания ордена бернардинцев костел стал приходским, но пропаганда культа иконы ослабилась. Тем не менее, в межвоенных «Каталогах Виленской епархии» среди 10 костелов с чудотворными иконами Матери Божией упомянут и будславский. В наши дни Матерь Божия Будславская становится всебелорусской святыней, о чем свидетельствует коронация иконы 2 июля 1998 г. С 1992 г. возрождена традиция паломничеств в Будслав.

Икона нарисована маслом на полотне, натянутом на доску размером 72х65 см, реставрирована в 1991–1992 гг. В. Лукашевичем (на обороте доски находится надпись с ценными сведениями об истории иконы и алтаря). Иконография типа Одигитрии, трактованная свободно, в духе итальянского Ренессанса. Матерь Божия изображена по пояс, в красных одеждах, белом головном уборе и темно-зеленом мофории с кружевной каймой. Лицо с правильными чертами, моделировка объема светлотеневая, левая половина в глубокой тени. Дитя на левой руке в свободной позе, в светлом хитоне и темно-желтом плаще. Пухлые ручки протянуты к Матери: правая благословляет, а левой Иисус как бы подает Матери плод граната, многозначный символ вечной жизни, а также Церкви, многочисленных верующих которой изображают зерна (J.C. Cooper. Lexikon alter Symbole. Leipzig, 1986). Лицо красивое, с тонкими чертами, взгляд направлен на зрителя. Фон высветленный, салатово-серого оттенка, нимбы охристые, разграфленые острыми лучами.

На иконе – серебряный оклад, орнаментированный свободно разбросанными цветами, и корона с драгоценными камнями. Икона заключена в серебряную раму с арабесковым орнаментом в стиле позднего Ренессанса, в орнамент вписана фигура св. Казимира и, возможно, св. Ядвиги. Все эти украшения принадлежат к лучшим образцам ювелирного искусства на Беларуси.

Можно было бы надеяться, что копии чудотворной иконы существовали в первую очередь в окрестностях Будслава. Однако те иконы, которые дошли до наших дней, находятся довольно далеко от известного бернардинского монастыря. В неоготическом костеле св. Владислава в Суботниках (на Гроденщине) сохранилась икона Матери Божией Будславской XVIII в., написанная маслом на полотне, возможно, из предыдущего костела 1774 г. Не исключено, что икона писалась непосредственно с прототипа: на ней довольно хорошо переданы изображения Матери и Дитя, хотя и есть незначительные отклонения в жестах рук. Массивный контур фигур и выражение лиц свидетельствуют о местной переработке итальянского прототипа. На иконе нет ни металлического оклада, ни корон — примет поклонения, она небольшого размера. Не исключено, что икона происходит из какой-либо часовни в имении.

Использованы материалы из статьи
Александра Ярошевича
Чудотворный и старинный Наша вера. 2001 №16, 2.
0Голосов: 0
Автор: lexo

Комментарии (0)


Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook

Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления и не могут быть использованы в коммерческих целях. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через этот сайт, ему достаточно сообщить нам об этом по электронной почте указанной на странице контактов домена. Расположенные ниже ссылки являются мерами монетизации, и не служат нашей рекомендацией к посещению этих ресурсов. Если вы обнаружили среди них что-то противоречащее общественно-моральным нормам - сообщите нам об этом.